Работа учителя, классного руководителя по преодолению организационных и психолого-педагогических трудностей адаптационного периода в 1 классах «Школьная адаптация» -процесс приспособления ребёнка к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам.
Три уровня адаптации детей (по Г.М. Чуткиной) Дети с высоким уровнем адаптации: · ребёнок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; · учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложнённые задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; · выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; · готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно.
Дети со средним уровнем адаптации: · положительно относятся к школе; · понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ; · самостоятельно решает типовые задачи; · сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, но при контроле взрослого; · сосредоточен, когда выполняет что-либо интересное для него; · домашние задания выполняет почти всегда; · общественные поручения выполняет добросовестно; · дружит со многими одноклассниками.
Дети с низким уровнем адаптации: · отрицательно или индифферентно относится к школе; · жалобы на нездоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины; · объясняемый учебный материал усваивается фрагментарно; · самостоятельная работа с учебником затруднена; · к урокам готовится нерегулярно, нужен постоянный контроль и побуждения со стороны учителя и родителя; · сохраняет работоспособность и внимание при паузах для отдыха, нуждается в помощи учителя, для понимания нового и действий по образцу; · пассивен, без желания выполняет общественные поручения, близких друзей не имеет.
Наиболее типичные проявления дезадаптации: 1. Неврозоподобные расстройства: нарушение сна, нарушение аппетита, неадекватные реакции, жалобы на усталость, головную боль, тошноту, страхи, навязчивые движения (подёргивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей), нарушение темпа речи (запинки или заикания), неврозы, энурез, быстрая смена эмоциональных реакций (плаксивость); 2.Астенические состояния: снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая или низкая работоспособность, повышенная утомляемость; 3. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость); 4. Снижение учебной мотивации; 5. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.
Этапы нарастания утомления и снижения работоспособности: 1. 2-3 неделя с начала обучения; 2. Конец второй четверти (с 20 декабря); 3. Самый сложный этап - в середине третьей четверти (в феврале).
Рекомендации для учителей: *Использовать индивидуальный подход в процессе обучения. *Использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу. *Развивать кругозор учащихся не только через систему уроков, но и через систему воспитательных мероприятий. *Рекомендованно проведение специальных упражнений для снятия психо-эмоционального напряжения, тревожности, физических зажимов (физкультминутки, дыхательные упражнения, зарядка для глаз). *Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосфере на уроке, формируя позитивное отношение к обучению. *Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности для каждого обучающегося. *Способствовать формированию рационального режима дня и организации учебных и внеучебных занятий ребёнка. адаптация в 1 классах
View more presentations or Upload your own. | |
Просмотров: 1803 |
Всего комментариев: 0 | |