Психологическая поддержка семьи. Воспитание, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологическая поддержка семьи - это очень сложная, глубокая и большая тема. Однако, понятна в системе специального образования, так как объединяет детей с различными видами нарушений, т. е. однородной категорией детей. Работа с семьями (детьми, родителями) специфичная имеет свои особенности, специфику, технологии, подходы, которые появляются на основе практической работы. Работа с семьями, имеющими ребенка с ОВЗ мало описана и опираться будем на имеющиеся знания и опыт свой и своих коллег. Появление ребенка с ОВЗ в семье влияет на внутренний мир всех членов семьи, травматизирует, меняет уклад семьи, социальные ориентиры, происходит социальная дезориентация — меняются социальные связи. Внутри семьи тоже меняется уровень отношений, межличностные связи, нарушается равновесие между ожидаемым и результатом — пребывая в такой напряженной обстановке это затягивается и перерастает в стресс, который носит пролонгированный характер. (пролонгированное стрессовое состояние) Семья встречается с горем, переживает это горе. Переживание горя имеет свою поэтапность. Каждый член семьи проходит эти этапы по-своему, чтобы вернуться к нормальной жизни. Чаще всего в семьях возникает эффект отчуждения от социума, так как с появлением «особого» ребенка социальные связи прерываются и семья должна отреагировать на появление ребенка. Это запускает механизм действия психологического сопротивления с изменением возникающей ситуации. Многие выбирают путь отказа от проблемы, другие начинают искать выход, способы решения ситуации. Существует позитивная адаптация — сознательное построение, упорядочивание, достижение относительно устойчивых отношений между людьми и миром в целом. Это включение членов семьи в жизнь, социальные взаимоотношения - является для них компенсаторным механизмом. Существует непродуктивная адаптация когда семья изолируется от социума и остается сама с своими проблемами. Находит внутренние ресурсы принять эту ситуацию, но социальные связи теряются, отсюда в семье начинают выстраиваться свои межличностные отношения, происходят свои психологические процессы. В результате и семье и ребенку с ОВЗ свойственно искажение, субъективное представление образа жизни. Очень часто семья действует по типу «комплекс жертвы», когда из-за большого пучка проблем свалившихся на них они ведут себя апатично, беспомощно, отказываются от ответственности, фиксируется низкая самооценка. При «Комплексе отчужденности» семьям свойственны апатия, отгороженность, стремление рассчитывать только на себя. И так, для семей в их поведении свойственно внешний локус контроля (обвинение) — причина вне семьи, проблема вне семьи, помочь может и должен кто-то — это экстернальный путь поведения, но, возможно именно он спасает семью, дает источник, ресурс для создания внутрисемейных отношений. Поэтому очень важна психологическая поддержка семьи, сотрудничество с такой семьей важно не только образовательному учреждению, но и родителям. Семья — это главный партнер. Для чего же сотрудничество важно семье? Во-первых, родители испытывают большую тревожность когда отдают ребенка учиться, да еще с использованием новых технологий, тревожатся, потому что не знают ни социум, ни образовательную среду. Когда родители начинают сотрудничать (с родителями согласовывается планы, расписание, режимные моменты и т д) — они будут чувствовать включенными себя в образовательный процесс, являться партнерами. Для чего же сотрудничество важно для учителей? 1) родители-партнеры для определения индивидуальной траектории развития ребенка-инвалида 2) привлечение родителей к формированию у ребенка мотивации к обучению 3) чтобы снять противоречия между ребенком и учителем 4) понять учителю семейную атмосферу, уклад семьи, их психологическое отношение к обучению 5) организация учебного места и учебного процесса в домашних условиях 6) осмысливания своей педагогической работы, как развивается ребенок. Так как результаты учебной деятельности могут быть низкими и причиной тому — лечение, приступы и процесс регрессии и т д. Поэтому здесь очень важна связь с родителями как ресурс получения от родителей обратной связи. Их видение изменений в ребенке, мелкие детали изменений в ребенке в его жизни, в его психологическом состоянии, отношении с другими людьми. Здесь очень важно родителей и самого ребенка убедить видеть прогресс, реализовываться не только через учебную деятельность, но и другие организованные мероприятия. Семьи бывают разного социального, интеллектуального, нравственного уровня. Поэтому к каждой семье нужен индивидуальный подход, а внутри семьи находит того, кто мог бы быть посредником, отражающим ситуацию в отношениях с семьей. И здесь каждая школа находит свою модель взаимодействия с родителями. Важно, что школа дистанционного образования — это открытая школа для участия, сотрудничества родителей с школой - развивающиеся, постоянно рефлексирующие, обсуждающие с родителями. Обсуждение должно происходить обязательно, так как родители могут не правильно понять и интерпретировать то, что предоставляет школа и если нужно отстаивать в своем понимании что делает школа. - Школа объединяет детей с различными нарушениями. Разнообразие видов нарушений нужно учитывать в работе. - По каждому ученику у каждой семьи свои образовательные потребности. Надо понимать чего хотят от вас родители по каждому ученику индивидуально. Многие дети будут обучаться дольше в силу особенностей, структуры дефекта — он может то отставать, то возвращаться — и поэтому обучение займет больше времени. Поэтому нужно четко знать что хочет от школы родитель, ведь если ребенок попадает в среду несбалансированности ориентировки ему крайне сложно. Этот баланс нужно найти — а это индивидуально и модель школы от этого будет своя в каждой школе. - школа для родителей является микросоциумом, который оказывает терапевтическую подержку, эмоциональную, иногда и целиком закрывает их жизненный формат. Нужно учитывать, что обучение проходит в домашних условиях и весь учебный процесс требует активного участия родителей в нем. Очень важно на первых порах родителям дать четкую инструкцию по организации рабочего места, они должны знать свои обязанности и чувствовать ответственность. Есть очень актуальная тема — в процессе обучения часто происходит подмена родительских работ ученическими. Это проблема есть, она видимая, ее нужно знать и подготовиться к ней — выработать поведение. Нужно убеждать родителей в мягкой форме менять ценность 5 или 3., плохо или хорошо, быстро или медленно мы должны именно научить ребенка. Формальность получения оценок родители должны понимать и настраиваться на другой результат. Это сложная работа прежде всего работа с уровнем убеждений. Поведение, почему родители так поступают понятно. Еще один момент, в жизни ребенка есть медицинские процедуры, которые прерывают ситуацию обучения и это нужно учитывать и вводить в формат взаимодействия ребенка, нужно знать полную информацию о ребенке каждому учителю (все ограничения, медицинские показатели, индивидуально распределять темп работы, план работы,необходимость дозирования предоставления знаний). Эту часть учитель должен знать даже больше чем программу предоставления знаний. Обязательно нужно найти баланс между работой и отдыхом, здесь привлечь родителей, так как эти моменты очень сильно влияют на учебную деятельность и являются составляющей образования. Психологические особенности такой группы родителей: 1) семья, испытавшая опыт травмы, живущая в стрессе — не достаточно способна обеспечить развитие ребенка. Высокий уровень травматизации членов семьи влияет на психологические, соматические и социальные связи родителей. 2) Низкий уровень мотивации учебной деятельности ребенка, так как родители они не знают психологические особенности детей, как помочь своим детям не знают. 3) Психологическое неприятие — по двум направлениям или очень трудно принимают члены семьи , или вся семья формируется на ребенке, все для него. Для семей данной категории(имеющего ребенка с ОВЗ) характерно нарушение стиля внутрисемейных отношений, разводы, часто с ребенком остается мать; происходит нарушение отношений с старшими поколениями, нарушаются психологические отношения с окружающими. Меняются ценностные ориентации — смысл жизни наполняется другими материалами. В контактах семья становится избирательна, изолирована, узость связей, глубокое чувство вины, чувство обвинения (мать-вина, отец — почему Я должен это терпеть). Часто именно бабушка берет груз ответственности на себя, а иногда старшие члены семьи просто отстраняются. Родители занимают иждивенческую позицию, требующую, часто это поведение подкреплено психосоматическими расстройствами самого человека. Все пласты жизни этих людей — травматизированы. ТИПЫ семей: конфликтные семьи — они питаются конфликтами, у них отсутствует самочувствие, своим поведением они восполняют ресурсы. Эмоционально сдержанные родители — адекватны, критичны, хороши как партнеры. Родители тревожные - постоянные страхи, чувство без исходности, бессилия, пассивны, внутренние ресурсы ослаблены. отношения в семье складываются от симбиоза до агрессии. Они стремятся скрыть дефект как семейную тайну. Авторитарные родители - конфликтны, отрицательны. Это как результат пролонгированного стресса. Они находятся в постоянном поиске лучшего, они становятся инициаторами законов для детей, мероприятий в пользу детей. Отношения с ними выстраивать тактичные и лучше прислушиваться и присоединяться, а их энергию направлять в правильное русло. РАБОТА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ направлена на то чтобы научить родителей быть учителями в домашних условиях, так как при такой ситуации происходит ролевое смещение - для детей родитель остается значимым взрослым на протяжении и дошкольного периода, и школьного. Учителю с ребенком, особенно на первых порах, нужно уловить, найти или развивать эмоциональный контакт, так как его может и не быть в семье.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ: 1) уважение их эмоций и чувств. Их эмоциональный мир сложен, чувственная сфера непроста. 2) Толерантность в отношениях с ними. (учет, принятие, понимание, участие). 3) Честность в вопросах о ребенке (и не надо все, и не надо до конца, может быть не сразу, м/б не сразу про все, м/б не о бо всем, но честными) 4) Профессиональность в речи и поведении. Мы идем по тонкой планке, и не в праве ее нарушать. 5) Принцип разделенной ответственности. Не брать на себя все — Вы не Боги. Точно знать свою компетенцию, распределение функции, ответственность за исходный результат, процесс. Это должно быть честно, открыто, искренне, но грамотно.
| |
Просмотров: 751 |
Всего комментариев: 0 | |