Психологические особенности переходного периода учащихся из начальной школы в 5 класс Общая характеристика возраста (младший подросток)
Подростковый возраст – этап находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет. Характеризуется рядом специфических черт, таких как: -Появление чувства взрослости. -Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» . (образ себя) -Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля. -Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников. -Потребность в постоянной поддержке и принятии. -Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Особенности поведения младшего подростка: Симптомы, которые являются нормой для развития: •проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко; •относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний; •симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»; •поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции;
Адаптационный период в 5 классе Новые условия обучения и воспитания: -новый классный руководитель и учителя – предметники; -разные требования, стиль и методика обучения на уроках; -большой поток информации; -чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы; -новые правила и нормы поведения. Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено: •имеют достаточный уровень интеллектуального развития; •умеет работать самостоятельно; •умеет планировать свои действия; •умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы; •умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; •способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью; •кто не делает трагедии из школьной оценки; Основные задачи в период адаптации к 5 классу: •формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития; •формирование умения учиться в новых условиях; •развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов; •формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; •развитие навыков сотрудничества со сверстниками; •развитие ответственности и самостоятельности. •развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства. •развитие эмпатии.
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Новые условия
влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время): •возрастает тревожность; •снижается работоспособность; •повышается робость или напортив «развязность»; •проявление неорганизованности и забывчивости; •заболевания носят психосоматический характер; •появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей; Причины трудностей в учении:•Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов; –значительные пробелы в знаниях; –несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков. •Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать: –эмоциональную усталость; –раздражительность; –капризность; –скандалы и плачь и т.д. •Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти. •Формализм в усвоении знаний. •Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач); •Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься. Причины и следствие неполной адаптацииПричины: •Продолжительная неуспеваемость или её снижение, •невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок, •проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников, •неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д. Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах): •Низкая или напротив защитно-высокая самооценка; •Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия; •Чувство беспомощности и обиды; •Формируется мотив избегания неудач; •Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз); •Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость; •Формирование чувства неполноценности. •Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.) | |
Просмотров: 949 |
Всего комментариев: 0 | |