Психологические особенности переходного периода обучающихся из начальной школы в 5 класс

Психологические особенности переходного периода учащихся из начальной школы в 5 класс

Общая характеристика возраста (младший подросток)

 

 

Подростковый возраст – этап находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания.  «Я – концепции» . (образ себя)

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.

Особенности поведения младшего подростка:

Симптомы, которые являются нормой для развития:

•проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;

•относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;

•симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;

•поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции;

 

Адаптационный период в 5 классе

Новые условия обучения и воспитания:

-новый классный руководитель и учителя – предметники;

-разные требования, стиль и методика обучения на уроках;

-большой поток информации;

-чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы;

-новые правила и нормы поведения.

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

•имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

•умеет работать самостоятельно;

•умеет планировать свои действия;

•умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

•умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

•способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

•кто не делает трагедии из школьной оценки;

Основные задачи в период адаптации к 5 классу:

•формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;

•формирование умения учиться в новых условиях;

•развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

•формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

•развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

•развитие ответственности и самостоятельности.

•развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

•развитие эмпатии.

 

   Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

 

  Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка

(в первое время):

•возрастает тревожность;

•снижается работоспособность;

•повышается робость или напортив «развязность»;

•проявление неорганизованности и забывчивости;

•заболевания носят психосоматический характер;

•появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;

Причины трудностей в учении:

•Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;

–значительные пробелы в знаниях;

–несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.

•Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:

–эмоциональную усталость;

–раздражительность;

–капризность;

–скандалы и плачь и т.д.

•Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти.

•Формализм в усвоении знаний.

•Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач);

•Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.

Причины и следствие неполной адаптации

Причины:

•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,

•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,

•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,

•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.

Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):

•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;

•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;

•Чувство беспомощности и обиды;

•Формируется мотив избегания неудач;

•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);

•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;

•Формирование чувства неполноценности.

•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)


Просмотров: 949
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]