Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в ОБОУ "Новые технологии"

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
 в ОБОУ "Новые технологии"

  

   В ОБОУ «Новые технологии» создана служба психолого-педагогического сопровождения. Изначально целью её было создание благоприятного психологического климата при проведении обучения с применением дистанционных технологий, оказание помощи обучающимся с ОВЗ в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, обеспечение нормального развития ребенка, коррекция имеющихся недостатков, социализация ребёнка в обществе.

   На данный момент специалисты Службы, работая в тесном сотрудничестве с педагогами приходят к выводу о том, что в данную систему сопровождения необходимо включить работу с талантливыми и одарёнными детьми.

   По мнению авторов  «Рабочей концепции одарённости» (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и другие) Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   Целью сопровождения одарённых детей является создание таких психолого-педагогических условий при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.  

   Психолого-педагогическая служба ОБОУ «Новые технологии» определила для себя ряд задач по сопровождению одарённых и талантливых детей:

1.    реализация системы диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых обучающихся, требующих особого маршрута сопровождения;

2.    оказание помощи участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышение психологической комфортности обучающей среды; Создать дистанционный ресурс, обеспечивающий психологическую поддержку одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с одаренными детьми. (портал, сайт психолога)

3.    осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка;

4.    участие в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.

  Психолого-педагогического сопровождение талантливых и одарённых детей в ОБОУ «Новые технологии» осуществляется по следующим направлениям:

1.    Диагностическое направление.  Основными задачами данного направления являются: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление  талантливых и одаренных обучающихся, актуальных задач и проблем их развития,  обучения, социализации.      Специалисты Службы сопровождения пришли к выводу, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей служба сопровождения старается направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

2.    Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;

3.    Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации,  педагогов,  родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих  с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера, Учителя и Наставника.

4.    Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем.

5.    Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья,  организация психологически благоприятной атмосферы в учреждении, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого ребёнка, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счёт других.

6.    Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы.

         Здесь необходимо отметить работу психолого-педагогического консилиума, который выступает в роли организационно-содержательной формы построения опережающего сопровождения одаренного ребенка в образовательном учреждении. Специалисты консилиума разрабатывают систему комплексного сопровождения обучающегося, представляющую собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, обсуждают и принимают к реализации индивидуальные учебные планы и программы, а также мероприятия психолого-педагогического сопровождения, отслеживают результативность. 

7.    Мотивационное направление — это не только поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.) в данном случае необходимо понимать, что деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на характер результата. Если цели личности лежат вне самой деятельности, (например, ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника), то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку одарённость предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество.

        Поэтому перед педагогами и Службой сопровождения стоит особая задача по работе с талантливыми и одарёнными детьми - создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта.

   

         Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия (эмоционально-волевая сторона развития личности ребёнка).

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

         Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание учителя и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.



Просмотров: 2064
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]