Роль семьи в воспитании ребёнка


Современный мир с его экономическими кризисами, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать детей. Именно дети, которые  наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в этом мире.
    Кто  воспитывает наших детей? Разумеется, прежде  всего мы сами, родители. На первых порах эта роль принадлежит нам всецело, позже мы делим ее с разнообразными общественными институтами (дет сад, школа, кружки, спорт секции, телевидение, интернет), однако пока ребенок не повзрослеет, наша роль остается главной и  решающей.
В жизни каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких людей, играющих главенствующую роль, и является для ребенка первой ступенькой социализации и становления его  самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении с человеком взаимопонимании, здесь закладывается нравственный  облик и профессиональное самоопределение.
В основе  любых человеческих отношений лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра  и терпелива.
    Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желание понять и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться не  навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло,  не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской любви.
    Именно в семье зарождаются основы общения  ребенка с окружающим людьми, формируется характер, закрепляются правила поведения.
Листая страницы истории, убеждаемся, что в народной педагогике никогда не отводилось специального времени на воспитание в семье. Во  все  времена воспитывали образом жизни, образом мысли.
    Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок  рос  черствым  и грубым. Безусловно, мы все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих детей в неблагодарности, а у детей эти слова вызывают лишь агрессию.
Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. «Величайшая ошибка, какую только можно сделать в деле воспитания – чересчур торопиться» - сказал  известный педагог прошлого Руссо. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью.
Принципиально важно знать родителям то, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир: своих родителей, свой         дом, самого себя.  Если его мир враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: « Вы меня любите?». И ответ для него исключительно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих  в своих поступках безоговорочную любовь.

Базовые потребности ребенка.

1я потребность — физиологические потребности (пища, вода, сон)

2я в защищенности, в безопасности.

 При неблагоприятной атмосфере в семье (ссоры, замалчивание, развод родителей...) ребенок  чувствует  себя  в  опасности,  его  среда нарушается,  что приводит к формированию страхов.  При неудовлетворенности потребности в защите,  ребенок становится тревожным, начинает чего-либо бояться и т.д.

3я потребность в любви. Принятие.
Любовь родителей различается по своей  природе  и  воздействует на психику  ребенка  по-разному. Материнская любовь безусловна, она не зависит ни от каких внешних и внутренних причин. Любовь матери - это право на жизнь. Отцовская любовь - любовь-гордость, она обусловлена достижениями ребенка и тем самым помогает развиваться, это право на развитие.

 Потребность в принадлежности, принятии, уважении. Чувство общности.
Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у  ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены - самооценка завышается и при столкновении  с реалиями  жизни, которые ее  не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении "непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле – избегание работы и ответственности.

4я потребность - быть самим собой. Чувство уникальности.
С одной стороны, задача родительского  воспитания - приучить  ребенка к требованиям общества, к жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно и воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

5я потребность ребенка - в познании и научении. Чувство собственной компетентности.
Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай,своими руками). Наивысшей точкой данной пирамиды должна стать потребность у ребёнка в самореализации.
Если какая-то потребность не была удовлетворена, то это может травмировать ребенка.
Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они ее получают, они же ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него хотят родители, когда они выполняют его требования).
Существует  четыре основные передачи безусловной  любви: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Все эти пункты  одинаково важны и не «не работают» один без другого,
что – то  одно за счет другого. Очень важно не путать дисциплину с наказанием: это отнюдь не синонимы.
    Контакт «глаза в глаза».
Он важен не только для установления  взаимосвязи, но  (и это существенно!) для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят ребенку в глаза, выражая свою  безусловную любовь, тем полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка – использование контакта глаз для выражения порицания и наказания ребенка.
Физический   контакт.
Совсем не обязательно целоваться и обниматься, вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на деле свою безоговорочную любовь к нему. Ребенок может запомнить на всю жизнь, как мать и отец в детстве  целовали его на ночь, их колыбельные песни, ласковые слова, прикосновения и прочие проявления искреннего родительского чувства. Для мальчиков непосредственный контакт (поцелуи, объятия) очень важны в первые годы жизни. А для девочек в критический возраст, когда им больше всего нужны ласка и внимание родителей – 11 – 12 лет.
    Пристальное внимание.
    Родители  полностью сконцентрированы на своем ребенке (и на каждом по отдельности, если их несколько). Это жизненно важно для развития самооценки у ребенка, влияет на способности правильно относиться к другим и любить их.  Не  получая пристального внимания от родителей, ребенок излишне тревожиться, он чувствует, что все на свете важнее для  его родителей, чем он, поэтому  отстает в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактирует со сверстниками  и более   замкнут. Хорошие родители  тем и отличаются от обычных, что  выкраивают время для воспитания своих детей , в том числе уделяя им пристальное, сконцентрированное внимание, обеспечивающее эмоциональное равновесие ребенка. Для старших детей требуется больше внимания, но это окупается и более спокойным периодом отрочества.
Дисциплина.
    Воспитание дисциплины у ребенка следует понимать  как тренировки психики ума и характера,  для того чтобы  он вырос конструктивно мыслящим и  действующим членом общества, умеющим контролировать себя.
    Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву противостояния воли и характера. Прежде чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и,  чего  они могут ожидать и требовать от своего ребенка.  Сначала используйте все доступные вами меры добровольной дисциплины и только в крайнем случае (а лучше никогда, если вы хотите, чтобы ребенок  вас любил и уважал) прибегать к наказаниям.
    Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывают  у ребенка вседозволенность.

    Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание отношений и  чем порочнее они станут, тем спокойнее будет в вашем доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании ребенка все же играет личный пример родителей: если в семье царит вера друг в друга, если  родители поддерживают друг друга, радуются  и  огорчаются   друг за друга – дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.
    
Помните, «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и родители пример тому».



Просмотров: 477
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]