РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 «Психологическая подготовка к ЕГЭ» 

Автор: Чибисова М. Ю.

Составитель: педагог-психолог

Окунева Н.С.

 

Пояснительная записка
         Основанная цель данного курса - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзаменугосударственной итоговой аттестации. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда заканчивали школу, поступали в институт, во время сессий. И все мы в целом представляем себе, что это такое. Но в настоящее время система российского образования претерпевает значительные изменения, меняются форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов.Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь. Затем в девятых классах появилась возможность сдать вместо традиционного экзамена государственную итоговую
аттестацию. Многие дети и родители стали выбирать ГИАи как итоговый экзамен по окончании основного общего образования, и как пробный экзамен перед ЕГЭ в 11 классе.
Вопросы подготовки школьников и педагогов к ОГЭ и ЕГЭ рассматриваются на методологических семинарах, совещаниях и «круглых столах» для сотрудников образовательных учреждений, предлагаются материалы для проведения семинаров и курсов. Однако имеющиеся в литературе рекомендации часто разрозненны и не систематизированы. На официальном сайте Министерства образования, посвященном ЕГЭ, представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих
выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена и т.д.Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ и 9 классов – к ОГЭ.Психологическая поддержка выпускников, сдающих ЕГЭ необходима. С этой целью разработана данная программа на основе работы М. Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями». Программа М. Ю. Чибисовой позволяет учащимся пройти систематическую психологическую подготовку к этим экзаменам. Занятия тренинга будут дублироваться в 9-х и затем в 11 классах. Это поможет участникам тренинга получить устойчивые компетенции в саморегуляции своих психологических состояний и деятельности во время экзамена. При подготовке к ГИА  используются те же тренинги и деловые игры, но с использованием процедуры, материалов ибланков ГИА.
 
На занятиях участники тренинга научаются и узнают как:
·        перестать бояться ЕГЭ и ГИА (далее – экзамены), стать болееуверенными;
·        контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
·        развить установку на успешную сдачу экзаменов;
·        преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
·        и, наконец, сможете стать психологически более сильным.
Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:
1. Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.
2. Личностные трудности – эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.
3. Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
ССЫЛКА на программу https://clck.ru/dWp7J

 Ссылка на презентацию "Психологическая подготовка к ЕГЭ"